Биография
Главная » О художнике » Биография художника
Живопись Филиппа Москвитина
В.
Брюсова, профессор, доктор искусствоведения.
Филипп Александрович Москвитин родился в 1974 году в Иркутске в семье
художника. Юношей поступил в Московскую среднюю художественную школу имени В.И.
Сурикова (МСХШ). Образование продолжил в Российской Академии живописи, ваяния и
зодчества (РАЖВиЗ), которую окончил в 1998 году. Дипломная работа Москвитина -
"Портрет митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна",
обратил на себя внимание зрелостью мастерства и глубокой выразительностью
образа. Академия давала студентам не только художественное образование, но и
подлинно патриотическое воспитание. В 2001 году окончил аспирантуру по кафедре
исторической живописи. К защите была представлена картина "Перенесение
мощей святителя Тихона" (руководитель - академик Илья Сергеевич Глазунов).
В настоящее время Филипп Москвитин является членом Московского союза художников
(МСХ). Произведения живописца постоянно экспонируются на выставках.
Ранние работы Москвитина относятся ко времени обучения в Суриковской школе
(1988 по 1992). В семнадцать лет им написан "Женский портрет с
полотенцем", "Автопортрет", серия пейзажей: "У истока
Ангары", "Закат на Ангаре". "Заброшенная церковь в селе
Урик". Работы отмечены своеобразным почерком, художник владеет рисунком,
умеет писать по памяти. В них чувствуется внимательное отношение к натуре,
умение передать характер образа, любовь к пленеру.
На хорошем уровне выполнены иллюстрации к "Портрету" Н. В. Гоголя- их
отличает непосредственность, свобода воображения, способность уловить самое
существенное в произведениях классика. Они выглядят профессионально..
В годы учебы в Суриковской школе и в Российской Академии художник большое
внимание уделяет копированию старых мастеров. В Эрмитаже он копирует Веласкеса,
который был любимым художником Эдуарда Мане и Валентина Серова. Прикоснуться к
его достижениям, понять его живописную манеру было очень важно для молодого
художника. Как заметил автор монографии о Веласкесе Ортега, художник
"отличался от живописцев своего времени тем, что отказывался услаждать
зрительное восприятие "идеальными предметами", его живопись прекрасна
сама по себе".
В Русском музее Москвитин копирует этюд головы "Сомневающегося"
(апостол Фома) к картине А. Иванова "Явление Христа народу". Иванов
отходит от академической традиции писать картину полностью в мастерской, его непременным
условием было работа с натуры в многочисленных этюдах. Он предвосхитил
пленерные находки импрессионистов, что интересовало и Москвитина. Портрет
привлек его своим необычным колоритом, мягкостью светотени.
Удачна копия картины И. Репина "Торс натурщика", выполненный
Москвитиным в стенах Академии, в Москве,. Здесь живописец копирует Эль Греко
"Портрет идальго" к картине "Погребение графа Оргаса",
некоторые вещи малых голландцев, полотна Левицкого, Брюллова и других мастеров.
Художник осваивает технику древнерусской живописи, копируя иконы XII - XVI
веков,- Богоматерь Владимирскую, Ярославскую, Знамение. С иконы святителя
Спиридона, епископа Тримифунтского, художник делает несколько списков.
Творческий облик художника определяется не только приобретенным им высоким
профессиональным мастерством, но и его православным мироощущением Сюжеты ряда
созданных Москвитиным картин взяты из истории Русской Церкви. Они оживают в
массовых сценах: "Прощание святителя Тихона с Америкой",
"Александр Невский и Сартак в Орде", "Перенесение мощей
Александра Невского Петром I", "Арест патриарха Тихона",
"Явление святых Бориса и Глеба перед битвой", и другие.
Святым местам России посвящена большая часть его пейзажей, обычно с храмом или
колокольней Они написаны с любовью, в несколько импрессионистической манере,
пронизаны светом и воздухом.
Особое внимание художник уделяет портрету, в его обширной галерее - патриарх
Всея Руси Алексий II, духовные деятели: епископ Доримедонт, архимандрит
Спиридон, архимандрит Тихон, игумен Феодорит. Здесь и портреты близких ему по
духу лиц, написанные не по заказу, но по желанию художника, от них исходит
сияние душевной мягкости и чистоты.
Заслуженный геолог РСФСР В.А. Шубин изображен на фоне заснеженных гор. Его
грудь увешана орденами и медалями, - знаками перенесенных трудов и почетных
заслуг, в его скромном обличии - мысль, привычная сосредоточенность.
Полон изящества и грации портрет, названный "Балерина".
Уже в годы учебы Москвитин понял, что ему близка церковная живопись.
Для Москвитина был естественным переход к иконе. Изучив технику иконописи
вначале путем копирования, художник выработал свою манеру. не утратившую,
однако, связи с древнерусской иконописью. В иконописи Москвитин пользуется той
широкой и обобщенной манерой письма, которая характерна для монументальной
живописи. Иконам Москвитина свойcтвенна контрастность цветовых пятен, холодные
тона фона,сдержанное изящество рисунка. В ликах святых чувствуются доброта,
благородство и как бы отблеск иного бытия.
В 1995 году он пишет "Распятие" для церкви Преподобного Серафима
Саровского в Петергофе. В качестве образца послужило известное произведение
Веласкеса, но при этом художник допускает отклонения в деталях, более
свойственных русской иконографии.В эти же годы Москвитин обращается к образу
св. праведного Иоанна Кронштадского, пишет несколько его портретов; создает
картины на евангельские и исторические сюжеты: "Поклонение волхвов",
"Исцеление слепого", "Арест патриарха Тихона".
Сложное психологически произведение "Присяга преображенцев Императрице
Елизавете Петровне" (малый вариант"). Действие последней картины
происходит в Санкт-Петрбурге 25 ноября 1741 года, на том месте, где сейчас
возвышается Спасо-Преображенский Собор, построенный в память этого события.
Вот как это было. В 11 часов вечера гвардейцы, - Грюнштейн с товарищами явились
к Елизавете с докладом, что они готовы действовать. Цесаревна вместе с
Лестоком, Воронцовым и Шуваловыми понеслись по пустынным улицам к казармам
преображенцев. Там тринадцать гренадер, участников заговора, побежали по
казармам. В несколько минут собралось несколько сот человек, большинство из из
них были уже осведомлены о предстоящем.
Елизавета спросила:
- Узнаете ли вы меня? Знаете ли, чья я дочь?
- Знаем, матушка.
- Меня хотят заточить в монастырь. Готовы ли вы пойти за мною меня защитить?
- Готовы, матушка: всех их перебьем.
- Не говорите про убийство, а то я уйду.
Потом, подняв крест, Елизавета сказала:
- Клянусь в том, что умру за вас. Целуйте и мне крест на этом, но не проливайте
напрасно крови.
В центре картины - крест. Целование креста - осуществление присяги на верность
Отечеству. Эта страница истории явилась важным поворотом России на ее
историческом пути. Императрица Елизаавета Петровна ознаменовала свое
царствование свержением немецкого режима и покровительством всему
национальному.
Тема, выбранная художником, актуальна для того времени Очевидно стремление
автора напомнить нам родную историю, поставить в пример подвиги предков.. В
русской живописи, кажется, никто не разрабатывал этот сюжет. Царевна изображена
в центре картины в горностаевой мантии, накинутой на парчовое платье. Источник
света - пылающий факел в руках графа Михаила Воронцова. Мерцают отблески
пламени на лицах и касках преображенцев. На дальнем плане - спешащие с факелами
приближенные царевны. Фигуры Шувалова и Лестока на переднем плане полны
экспрессии, их лица высвечены из темноты светлыми бликами, движения резки и
решительны. Взгляды преображенцев с энергией устремлены на будущую императрицу,
они готовы жертвовать жизнью за дочь Петра Великого.
Полна драматизма картина "Арест патриарха Тихона", - святителя,
которого под конвоем увозят из монастыря. Патриарх в центре картины, его взгляд
скорбен и мужествен. Справа - верующие, ожидающие появления своего архипастыря.
Это люди разных сословий и званий. Здесь монахи и интеллигенты, старухи, юная
девочка, нищий. Возможно, среди них есть прославленные ныне исповедники или
мученики Российские. Они стоят вдоль крестного пути святителя, склонив головы
под его благословение, с евангельскими словами: "Не бойся малое стадо, ибо
Отец благоволил дать Вам Царство". В левой части картины - группа
красноармейцев во главе с комиссаром, важно вышагивающим в щегольских сапогах.
Это новые хозяева жизни, взявшиеся "до основания разрушить старый
мир". Драматизм события приобретает евангельское звучание: Автор написал
несколько вариантов картины. Они находятся в монастырях и частных собраниях
Москвы. Один из этюдов - монахиня Аркадия - неизменно привлекает внимание
зрителей на выставках.
Позднее написаны эскизы к картине, где патриарх Тихон со стен Донского
монастыря благословляет народ. Эта тема находит продолжение в рисунках
"Избрание Патриарха в 1917 году", в эскизах к картинам "Арест
Патриарха Тихона", "Прощание святителя Тихона с Америкой" и
"Перенесение мощей святителя Тихона".
Филипп Москвитин не раз обращается к образу царя Николая II. Впервые художник
пишет Государя в 1991 году. Им были созданы два портрета, один из которых
находится в частной коллекции, другой - в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под
Санкт-Петербургом. Художник переводит в живопись фотографию Государя Николая
Александровича, смотрящего из окна вагона - в день отречения. Автор пристально
вглядывается в образы Царя и Патриарха, читает исторические свидетельства о гибели
Царской семьи, пишет портрет Государыни Александры Феодоровны (находится в
частной коллекции), Феодоровский дворец в Царском Селе. Царская тема получает
итоговое осмысление в иконах "Царь и Патриарх" и "Царственные
мученики", выполненных в масляной технике к прославлению Царской семьи.
На иконе "Царь и Патриарх" изображены причисленные к лику святых и
возглавляющие сонм Новомучеников и Исповедников Российских: Царь-Страстотерпец
Николай II и Святитель Тихон, патриарх Всероссийский. Иконография симметрична.
Слева - фигура Царя в военной шинели, держащего крест в правой руке. Справа -
Патриарх в черной рясе и белом куколе; в левой руке -жезл, правой он дает
благословение. Фигуры строги и аскетичны, представлены на фоне Успенского
собора Кремля, сердца России. где получали помазание на царство русские
Государи, поставлялись Патриархи, здесь находятся троны Царя и Патриарха. Сама
Царица Небесная, Успению Которой посвящен собор, изображена восседающей на
троне в облаках, в короне, со скипетром и державой, на Ее коленях -
Богомладенец. Державная икона Божией Матери явилась в момент отречения Государя
от престола, предстательством Богородицы было явлено чудо восстановления
патриаршества в России после двухсотлетнего перерыва.
Справа и слева от Державной изображены ангелы, несущие терновый венец и крест -
символы страстей Христовых. Общий фон иконы синий, символизирующий чистоту.
Композиция иконы выражает единение Церкви и светской власти.
Летом 1997 года художник побывал в Приднестровье, в Кицканском монастыре,
основанном учениками и последователями преподобного Паисия Величковского,
известного переводом "Добротолюбия" и многих других аскетических
писаний отцов Церкви. Эти книги способствовали возрождению старчества в России.
В Кицканском мужском монастыре Москвитин пишет портреты насельников обители,
ближе знакомится с людьми монашеского круга. Из рисунков и этюдов, выполненных
с натуры, наиболее значимы портреты игумена Феодорита и архимандрита
Доримедонта (в ту пору наместника Кицканского монастыря, ныне епископа
Единецкого и Бричанского).
Игумен Феодорит.- в ограде Кицканского монастыря, при ярком солнечном
освещении, напоминает итальянские портреты эпохи Возрождения. Вокруг него
цветущий сад, лик его с тонкими чертами окаймлен каштановой бородой, взгляд углублен,
в руках четки. За монастырской стеной виден приднестровский пейзаж. Чистое
небо, прозрачная атмосфера, уединенность - все это способствует молитве. Но
лицо игумена не вполне спокойно, на нем тень тревоги за судьбу Приднестровья и
родной обители.
В том же году, летом, Москвитин совершил поездку на Ладогу в Коневецкий
монастырь, один из древнейших на Руси. Здесь на острове подвизался святой -
преподобный Арсений Коневецкий. Суровая красота Ладожского озера вдохновила
художника на создание нескольких пейзажей.
Осенью написан "Вид на Троицкий Собор Александро-Невской Лавры с
Никольского кладбища". На этом кладбище похоронен митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Возможно, тогда же художник замыслил
написать портрет владыки.
Величественная фигура выдающегося духовного деятеля русской Православной Церкви
занимает крупный холст. Взор владыки строг и внимателен, лик его светится
добротой. Портрет митрополита Иоанна обратил на себя внимание зрелостью
мастерства и глубокой выразительностью образа. На первый взгляд он напоминает
парадные портреты XVIII века. Владыка изображен в полный рост с жезлом в руке.
Он стоит на амвоне Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры. За ним -
открытые Царские Врата, над ним - золотые лучи, символизирующие схождение
благодати Святого Духа. Свято-Троицкий Собор - первый памятник эпохи
классицизма, воздвигнутый архитектором А. Старовым в царствование Императрицы
Екатерины II.
Владыка облачен в: саккос, украшенным византийским орнаментом, опускающимся
мягкими складками. Цвета одеяния корпусно нагружены, тени прозрачны и глубоки;
тонкие лессировки передают свечение золотых одежд в прохладной глубине храма.
Все это создает ощущение "неотмирности" образа архипастыря. В
портрете чувствуется внутреннее движение - при том, что фигура статична.
Сочетание предстояния и движения, простоты и величия, кротости и строгости, -
заставляет всматриваться в светлый крестьянский лик владыки, излучающий
мудрость и духовную силу. Митрополит нес свое нелегкое исповедническое служение
в наши дни и заслужил общенародное почитание.
По окончании Академии Москвитин пишет картины, посвященные жизни и подвигам св.
благоверного князя Александра Невского. По заказу наместника Александро-Невской
Лавры написана картина "Александр Невский и Сартак в Орде". Известно,
что св. благоверный князь Александр Невский побратался с сыном хана Сартаком во
время поездки в Кара-Корум, столицу Орды. На полотне мы видим их, скачущих по
степи. Св. князь Александр строил храмы в Орде, воцерковлял ордынцев, желая им спасения
души, а для Руси - мирного соседа. Сын хана Сартак принял христианство, и,
многие могли бы последовать его примеру, но, в результате заговора, он был убит
людьми своего дяди. Диалог великого князя и Сартака можно понимать как
необходимость сближения двух народов.На этот сюжет Москвитин выполнил несколько
работ. Они отличаются не только размерами, но композицией и колоритом.
К этому периоду творчества относится картина "Перенесение мощей св. князя
Александра Невского в Санкт-Петербург Петром I". Это один из моментов
Петербургской истории, когда закладывался духовный фундамент города.
Следующей крупной работой живописца стала икона-портрет "Святые
Царственные мученики", выполненная по заказу генерал-майора А.И. Котелкина
в 1999 году. Художник обращается к стилю и приемам древнерусской живописи.
Царская семья предстает в пурпурных с золотом одеждах, отражающих их
царственное достоинство и мученический подвиг, у всех в руках - кресты.
Исполнены достоинства и величия образы царя Николая II-го и царицы Александры
Феодоровны. Прекрасны лики безвинных страдальцев, добровольно избравших
мученическую кончину. У царицы Александры в руке свиток со словами:
"Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положитъ за други
своя".
На первом плане - Цесаревич Алексей, его светлый юношеский лик являет собою
олицетворение жертвенности во имя великой Родины. Образ его, однако, не
заслоняет главные фигуры иконы - Императора и Императрицу - облеченных царскими
атрибутами власти.
Четыре сестры-царевны, замыкающие иконописный ряд, представлены не безликими
мученицами, каждый образ глубоко индивидуален и имеет несомненное портретное
сходство.. Обаяние юных праведниц заставляет содрогаться при мысли о их
трагической судьбе Над царской семьей общий свод, который можно воспринимать
как свод небесный и как свод царских палат. Лики на иконе светлые, чистые и
узнаваемые. Одежды - красно-багровые, подчеркивающие кровавое искупление Царем
и Его семьей отступление русского народа от Бога и самодержавия. Красота и
величие образов невольно приводит нас к мысли о том, какая страшная участь
постигла царскую семью в дни кровавых событий лета 1918 года. Подвиг царской
семьи оставил в памяти русского народа неизгладимый след. Икона олицетворяет
красоту и величие русского самодержавия и Православия, она становится ценным
вкладом в сокровищницу нашего национального искусства.
Осенью 1999 года Москвитин был приглашен геологами в Якутию, где познакомился
со многими интересными людьми-северянами, посетил горно-обогатительную фабрику,
карьер кимберлитовой трубки "Мир", Якутский государственный
университет, художественную школу. На тридцатиградусном морозе им написаны два
натурных пейзажа, в Университете - этюд-портрет студентки Туйары Николаевой.
Вернувшись в Москву, художник пишет большое полотно "Трубка
"Мир". Перед нами огромная спиралевидная дорога вглубь земли. А на
самом дне, образованной кольцами дороги воронки, маленькие едва различимые
точки. Это огромные экскаваторы, которые загружают породу в грузовики, а те,
уже наполненные, выбираются кругами на поверхность земли. Вдали, на горизонте
виднеется город Мирный, а между Трубкой "Мира" и Мирным - огромное
заснеженное пространство. Картина вызывает ассоциацию с бесконечностью Вселенной.
Так и стоит перед глазами бездонное пространство, которое как бы втягивает в
себя, заставляет приблизиться. Удивительная земля! Она не дает людям обычных
для средней полосы России урожаев овощей, фруктов, но рождает в вечной мерзлоте
драгоценные алмазы.
В своем творчестве Филипп Москвитин постоянно возвращается к образу патриарха
Тихона. Картина "Прощание святителя Тихона с Америкой" посвящена
миссионерской деятельности владыки в Северной Америке. Из жизнеописания
святителя Тихона мы знаем, что за восемь лет его управления
Алеутско-Аляскинской епархией были учреждены две викарии- Аляскинская и
Бруклинская, открыты духовные семинарии, основан Свято-Троицкий монастырь,
построен Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, куда и была перенесена
архиерейская кафедра из Сан-Франциско. Число приходов возросло с семнадцати до
семидесяти пяти. В Чикаго, Бруклине, в больших и малых городах и селениях США и
Канады открывались новые православные храмы, звучала все чаще русская речь.
На территории епархии насчитывалось четыреста тысяч православных верующих. Это
были люди разных национальностей: русские и сербы, алеуты и эскимосы, греки и
сирийцы, креолы и индейцы. Каждый год влыдыка отправлялся осматривать свою
епархию. Его пастырские поездки мало походили на путешествия знатных особ.
Целью его неутомимых трудов была просветительская деятельность. 5 мая 1905 года
владыка был возведен в сан архиепископа Алеутского и Северо-Американского. При
высокопреосвященном Тихоне в феврале 1907 года был созван Первый Собор Русской
Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, который способствовал
открытию школ и приходов, созиданию храмов. Но именно в это время, к великой
скорби православных американцев, архиепископ Тихон был отозван в Россию.
На картине Москвитина святитель Тихон в момент прощания с алеутами изображен
еще довольно молодым. На воде его ожидают гребцы на двух индейских лодках.
Жители селения после совместной молитвы навсегда прощаются с владыкой. Их лица
излучают свет радости о Христе. Чистая детская вера алеутов выражена в фигуре
отрока, который заплакал во время прощания, архипастырь утешает его с мягкой
улыбкой. Суровые скалы на дальнем плане предсказывают нелегкий дальний путь
владыки. Художник отразил масштаб личности святителя Тихона, вместившего в себе
миссионерскую деятельность, патриаршество, а затем- исповеднический подвиг.
В 2001 году Москвитин закончил картину "Перенесение мощей святителя
Тихона, или Благовещение в Донском монастыре" (эскиз к ней был написан в
1995 году). Художник изобразил одно из событий современной церковной жизни -
прославление патриарха Тихона. Личность святителя занимает особое место в сонме
новомучеников Российских. День его памяти - праздник Благовещения Пресвятой
Богородицы, в этот день, в 1925 году, он скончался. Мощи патриарха Тихона в
1992 г. обретены в Донском монастыре. По традиции в каждое Благовещение после
праздничной службы Святейший Патриарх Алексий II возглавляет процессию
перенесения мощей святителя Тихона из Малого Собора в Большой.
Праздник приходится на Великий пост; в этот день темные великопостные облачения
сменяются светлыми богородичными. С торжественным пением "Святителю отче
Тихоне, моли Бога о нас" иерархи Русской Православной Церкви, духовенство
несут раку с мощами святителя. Сотни людей съезжаются в этот день в Донской
монастырь помолиться у раки святого, попросить помощи и заступления. Почти все
фигуры духовенства узнаваемы. Рядом со Святейшим Патриархом мы видим
архимандрита Кирилла (Павлова) с иконой святителя Тихона в руках. На первом
плане - архимандрит Даниил, который в юные годы бывал на службах патриарха
Тихона, благословлялся у него, участвовал в его погребении. Необычен
серебристый колорит полотна. Влажный весенний воздух, легкая дымка окутывает
дальний план, темнеют голые стволы и ветви деревьев, все пронизано мягким
солнечным светом, сияют рипиды, блестит рака святителя, солнце отражается в
парчовых одеждах духовенства. Ощущается приход весны, обновление жизни,
приближение Пасхи.
Еще один церковно-исторический сюжет - "Явление святых благоверных князей
Бориса и Глеба накануне Невской битвы". Эта сцена описана в житии св.
благоверного князя Александра Невского. Не имея в готовности достаточного
войска, св. князь Александр шел на шведов с малою дружиною. "Нас не много,
но Бог не с многими, а с правыми", - сказал он.
Вот как говорится об этом в его житии: "Пелгусий, в крещении Филипп, муж
благочестивый, удостоился видения. В ночь на 15 июля 1240 года перед битвой с
войсками Биргера, он, находясь на страже, вдруг услышал шум от плывущей по воде
лодки. Он думал, что это враги и стал зорче всматриваться. Гребцы были, как
будто покрыты мглою. Видны были только витязи, стоящие на лодке. Светлые лица
их кажутся известными: черты их, как и одежда, напоминают ему лики Бориса и
Глеба! Вот слышит он, как старший говорит младшему: "Брат Глеб, прикажи
грести: надобно помочь сроднику нашему Александру". Слух подтвердил то,
что видели глаза, и Пелгусий с радостью пересказал благоверному. князю, что
видел и слышал. Князь в этот же день напал на шведов. Битва была упорная. Она
продолжалась с утра до вечера, но врага удалось одолеть.
Неприятели, разбитые на всех пунктах, потеряв храбрейших, не посмели остаться
на поле битвы до утра: наполнив две ямы своими трупами и взяв знаменитых
мертвецов на суда с собою, ночью поспешили удалиться с негостеприимных берегов.
Победа на Неве навсегда оставила за Александром имя "Невского".
На этот сюжет Москвитин написал две картины. На одной - св. благоверные князья
изображены ближе к зрителю, на другой - отдалены вглубь. Воин Пелгусий в первом
варианте одет как крестьянин, во втором на нем кольчуга. Последняя картина
выполнена для Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры в
Санкт-Петербурге.
Над какой картиной ни работал бы Филипп Москвитин, он всегда находит время для
пейзажа. Работа с натуры вдохновляет художника. Здесь он ищет новые цветовые и
световые решения, меняет технику мазка: Один и тот же пейзаж художник пишет при
разном освещении, иногда меняя размеры и пропорции холста. Картина "Зимняя
аллея в Аносино" написана в двух вариантах. Автора привлекла игра света и
тени на снегу, необыкновенный отблеск солнечных лучей на стволах деревьев:
мягко-оранжевый слева и сине-фиолетовые тени справа. Общее состояние
безмятежного покоя и чистоты зимнего пейзажа напоминают нам о несуетности
монашеской жизни за белыми монастырскими стенами.
В более раннем пейзаже с изображением этой аллеи летним июльским днем мы видим
те же липы, одетые пышной листвой и игру света и тени на песке. Вдали виднеется
недостроенная колокольня. Работая в течение нескольких лет в Борисоглебском
монастыре, Москвитин не только спроектировал и написал иконостас для Троицкого
храма, но в своих пейзажах запечатлел и этапы восстановления монастыря. В его
окрестностях написан пейзаж "Река Истра ранней весной". Первая яркая
зелень прибрежных ив и лугов, синяя глубь вешних вод переданы легко и
импрессионистически, чувствуется свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных
лучей.
Крымские пейзажи - особая тема в творчестве живописца. Москвитин очарован
Крымом. Один за другим появляются полные света пейзажи: "Вид из
Воронцовского парка на Ай-Петри", "Камни Алупки", "Симеиз,
Голубой залив", "Царский дворец в Ливадии", большое полотно
"Вечер в Алупке". На вершине Ай-Петри догорают последние лучи заката.
Берег и залив накрыла голубая тень. Бухта безлюдна. Скоро зажгутся огни и
различимы могут быть лишь очертания склонов гор. Природа умиротворена, но покоя
нет. Тревожно звучит синий цвет, тишина будто перед переменой состояния;
простыми средствами достигается эмоциональная напряженность произведения.
В 2004 году художник вернулся в эти места, чтобы продолжить работу над
пейзажем. Им написаны "Купальня графини Воронцовой" "Камни в
сумерках", "Деревья", "Космодамиановский монастырь".
Пейзаж "Лебеди Воронцовского парка" -этот уголок парка выполнен как
сказочный. Выходя по тропе к озеру, путник оказывается ослепленным красотой
отражений склоненных над водой деревьев, листва которых представляет
необыкновенную мозаику всех цветов от ярко красного до изумрудно-зеленого. В
чистой, как кристалл, воде плывут лебеди. Один из них вздремнул, спрятав голову
под крыло. Автор пишет этот пейзаж в несколько театральном стиле. Художник
внимательно написал все оттенки листвы и ее отражения в воде, свет на коре
дерева, замыкающего левую часть "сцены". Мы чувствуем хрупкость этого
маленького островка чудесной красоты, но идиллия в один миг может быть
разрушена: слишком изыскан и фантастичен тонко переданный образ лесного озера,
созданного по прихоти графа - губернатора Крыма.
На картине "Купальня графини Воронцовой".- камни, освещенные солнцем.
Огромные валуны, о которые разбиваются морские волны, позволяли графине
купаться в любую погоду. Но в этот закатный час волны нет. Легко скользит
лодочка с двумя гребцами по розово-лиловой глади моря. Живописец любуется
ритмом солнечных пятен и глубоких теней-отражения.
Во всех крымских пейзажах мы видим первозданную красоту природы как Божьего
творенья. Пейзаж "После дождя" написан с террасы Воронцовского
дворца. В нем все наполнено благоуханием летней природы. Мокрые пальмы, трава,
блестящие от воды ступени написаны чистыми и звонкими красками. Сквозь дождевые
нити пробивается солнце, ощущение света и радости передается зрителю.
Близка по настроению работа "Вид на часовню Космодамиановского
монастыря". Монастырь был устроен в 1856 году по благословению святителя
Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Обитель находится высоко в
горах,. попасть туда можно только в летнее время - с ноября по апрель дорога
становится непроезжей. Целебный источник Космы и Дамиана с давних времен
привлекает к себе богомольцев, паломников, страждущих. В древности сюда
привозили больных. даже магометане. Сейчас от монастыря остались только руины,
но сохранилась часовня на источнике и часть стены. Этот вид и запечатлел художник.
Вертикальный холст подчеркивает тесноту этого уединенного места, в пейзаже
почти нет неба,- взгляд везде упирается в вершины гор.
Филипп Москвитин - художник, развивающий традиции московской школы живописи, он
не искал себя в дебрях авангарда и поп-арта. Традиции русской реалистической
живописи не прерывалась, наряду с изучением стилей старых мастеров -это было
надежной почвой для развития подлинного искусства.
Вернемся к портретной живописи Москвитина.
В портретах художника интересует внутренний мир человека, его духовное
устроение. Он внимательно изучал западно-европейский портрет XVI-XVII веков и
русскую живопись ХIX-XX вв
В семейном парном портрете Д.А. и О,В. Черневых, написанном на двух крупных
полотнах в рост, нашла свое выражение красота и достоинство портретируемых,
спокойная уверенность - при строгом колористическом и композиционном решении.
На двух портретах написана Татьяна Ивановна, -близкий семье Москвитиных
человек, перенесший многие страдания, но не сломленный. На ее лице нет ни тени
тоски или уныния,- она терпеливо и бодро смотрит вперед, как это свойственно
людям с богатой духовной жизнью. На портрете с книгой - мягкая полуулыбка,
внимательный и сосредоточенный взгляд на портрете с лорнетом. Красота увядания
и духовности показаны художником через аскетичность облика и благообразие лица.
И все же собственный творческий путь Филиппа Москвитина - это путь к иконе. С
каждым годом икона занимает все большее место среди его произведений.
Проектируя иконостасы Троицкого собора Борисоглебского монастыря, художник
выполнил сразу несколько задач: вписать конструкции трех иконостасов в
архитектурный памятник классицизма времен Императора Александра I; создать
модели резьбы капителей и царских врат, соответствующие этому стилю; создать
цельный образ храмового интерьера. Иконы Москвитин теперь выполняет в темперной
технике, автор не делает списков-копий.. Опираясь на древнюю традицию
иконописания он создает новые образы Спасителя, Богородицы, святых благоверных
князей страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Филарета Московского,
преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, святителя Тихона,
патриарха Всероссийского, святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Отказ от
"фряжского" письма, возврат к канонам и технике древней иконописи, с
использованием опыта современной живописи позволяют говорить о стремлении
художника к создании своего стиля.
Пожелаем Филиппу Москвитину новых творческих успехов.